08.06.2023
Специалисты Ачинского филиала краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в рамках межведомственного взаимодействия совместно с педагогом-психологом из КГУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский»08.06.2023 выехали в Бирилюсский район, с. Новобирилюссы, где на базе МКУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Открытый мир» подготовили и провели семинар-практикум «Конфликты и их разрешение». Целевая аудитория семинара - родители, специалисты, педагоги Бирилюсского района.
Заведующий филиалом Заборская Е.И., говоря о значимости данной темы, отметила, что конфликты являются частью жизни, что часто возникают конфликтные ситуации. И вот умение решать конфликтные ситуации, выходить из них конструктивно и с пользой для себя – одно из важных условий успешности человека. И этому можно научиться. Научиться анализировать конфликтную ситуацию, находить лучшие для себя способы поведения в ней, достигать желаемых целей. Так же Елена Ивановна высказала надежду, что семинар поможет участникам успешно решать конфликты с друзьями, родными, педагогами, лучше понимать себя и достигать своих целей.
Далее педагог-психолог Центра социальной помощи семье и детям «Ачинский», Милицина О.И., назвала виды конфликтов и раскрыла способы их разрешения. Были отмечены конфликты по степени выраженности конфликтного противостояния (скрытые и открытые), по количеству участников конфликтного взаимодействия (внутриличностные, межличностные, межгрупповые), по направленности воздействия (вертикальные и горизонтальные). Из способов разрешения конфликтов педагог-психолог обратила внимание на такие, как соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление.
Затем педагог-психолог Стреж В.В. провела с участниками деловую игру «Конфликты», целью которой стояло показать присутствующим возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. В процессе игры было предложено много различных вариантов разрешения конфликтных ситуаций. Участники семинара проанализировали предложенное, взглянув на проблему со своей точки зрения. Затем, проявляя творчество, придумывали новые способы нейтрализации конфликтов.
В заключении семинара методист Ачинского филиала Агаркова И.И. подвела итог и провела рефлексию, рассказав притчу о солнце и ветре, в конце которой победило солнце, действуя по-доброму, с любовью. Отметила, что если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.
30.05.2023
30 мая учитель-дефектолог Ачинского филиала «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения В. А. Кичигина провела видеоконсультацию для родителей в прямом эфире «Логические игры для ума».
В своем выступлении Вера Александровна отметила актуальные задачи современного дошкольного образования. Основной задачей семьи является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать.
Несомненно роль семьи в развитии ребенка поистине велика, но не стоит забывать, что единственный язык, который легко дается детям – это язык игры. Игра и игровые приемы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их.
В своем выступлении Вера Александровна рассказала о дидактическом материале Дьенеша и Кюизенера, которые помогают ребенку разобраться не только в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться. А так же предложила варианты игр и упражнений с этими пособиями.
В конце своего выступления Вера Александровна раскрыла десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
22.05.2023
22 мая педагог-психолог Ачинского филиала краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Стреж В.В. подготовила и провела собрание для родителей обучающихся начальных классов средней школы № 16 г. Ачинска на тему «Половое воспитание младших школьников». Цель собрания: помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания.
В начале выступления Вероника Владимировна обратила внимание родителей на то, что половое воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, способствующее формированию красивых взаимоотношений лиц равного пола, воспитанию высоконравственных отношений между мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчинами и женщинами и основная его цель – формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами. Было отмечено, что половое воспитание имеет огромное значение для дальнейшего развития ребёнка. Именно от тех установок, которые родители смогут дать ему, зависит его будущее семейное положение, отношение к браку, к противоположному полу и его поведение в сексуальных отношениях.
Педагог-психолог подробно рассказала об особенностях полового воспитания младших школьников по возрастным периодам. Возраст 9-10 лет – это период половой гомогенизации: подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. В 10-12 лет мальчики переходят от высказываний желания жениться на ком-нибудь к желанию любить будущую подругу и, наконец, к совместной социальной активности, к увеличению количества друзей другого пола.
Было указано на ошибки полового воспитания, которые допускают родители. Одно из самых частых ошибочных представлений возникает по поводу рождения детей. Вместо того чтобы объяснить действительно происхождение ребенка, родители говорят малышу, что детей находят в капусте, их приносит аист или покупают в магазине.
В заключение собрания Вероника Владимировна дала несколько рекомендаций, как правильно вести беседы с детьми на эту тему: избегать длинных поучительных лекций по половым вопросам; в беседе не ограничиваться одними биологическими фактами, высказывать свое к ним отношение; объяснять, почему нельзя употреблять в речи непристойные слова; беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста; при разговоре с детьми стараться не вызывать смущения у них; на вопросы детей отвечайте четко, в пределах осознания ответа ребенком.
10.05.2023
10 мая педагог-психолог Ачинского филиала Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения В.В. Стреж совместно с логопедом СОШ № 16 г. Ачинска организовала и провела тренинг «Умею общаться» для детей подросткового возраста с ОВЗ, учащихся Ачинской школы № 16, целью которого было способствовать развитию коммуникативного навыка у детей с ОВЗ.
В ходе тренинга проходила работа над повышением уровня уверенности в межличностном взаимодействии; над формированием умения договариваться в процессе взаимодействия; над развитием умения слышать, слушать и сопереживать.
Для установления дружеских симпатий, положительного эмоционального настроя в начале тренинга проведена игра-приветствие, где дети поприветствовали друг друга необычными способами: здоровались плечом, спиной, тыльной стороной ладони. Далее прозвучала установка правил работы в группе.
В процессе работы Вероника Владимировна сумела создать комфортный климат в группе, такой психологический настрой, что у детей было желание высказывать своё мнение, не боялись ошибиться или быть не понятым. Каждый подросток имелвозможность потренироваться в умении высказывать свои мысли и доводы. Дети поняли, как важно уметь слышать сверстников и соблюдать простые правила коммуникации.
Хочется отметить, что такая работа позволяет детям приобрести навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. У детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.
20.04.2023
20 апреля педагог-психолог Ачинского филиала краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Стреж В.В. подготовила и провела собрание для родителей 3 класса средней школы № 16 г. Ачинска на тему: «Девиантное поведение детей», целью которого стало психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросу профилактики девиантного поведения детей.
В начале выступления было отмечено, что на сегодняшний день особую тревогу вызывает проникновение различных видов девиации в среде младших школьников что отрицательно влияет на процесс становления личности ребенка, его социализацию и адаптации в обществе.
Далее было отмечено, что именно психолог может помочь родителям сформулировать правила эффективного взаимодействия взрослого и ребенка. Родитель должен понимать, что очень важен позитивный настрой.
Кроме этого были названы причины девиантного поведения детей. К таким причинам относятся: особенности отдельных психических процессов; социально обусловленные качества личности и черты характера; низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, окружающим людям; вредные привычки.
Вероника Владимировна особенно остановилась на новой форме девиантного поведения несовершеннолетних в Интернете — кибербуллинге, основными видами которого выступают: оскорбление, домогательство, очернение и распространение слухов с помощью публикации фото- или видеоматериалов на интернет-страницах, использование фиктивного имени, публичное разглашение личной информации, социальная изоляция, открытая угроза физической расправы.
В заключении родители получили памятки с рекомендациями, как правильно взаимодействовать со своим ребёнком, чтобы не столкнуться с проблемой девиантного поведения.
19.04.2023
19 апреля в с. Белый Яр Ачинского района педагог-психолог Ачинского филиала «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения» провела родительское собрание «Поощрение и наказание»
Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходится без этих методов. Однако не всегда воспитываемый согласен с теми требованиями, которые к нему предъявляют. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают в большинстве семей как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания. К сожалению, чаще родители используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой-либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения или наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых.
Использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится всем родителям, в любых семьях. Без использования этих методов невозможно воспитать полноценного члена общества, нравственного человека.
С целью повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей Стреж В.В. представила родителям (законным представителям) информацию об ошибках, которые допускают родители, выстраивая систему воспитания, рассказала о правилах эффективного наказания и о правилах эффективного поощрения. В конце собрания родителям было предложено задать вопросы по теме выступления.
29.03.2023
29 марта заведующий Ачинским филиалом «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Е.И. Заборская провела видеоконсультацию для родителей в прямом эфире «Образ жизни родителей, влияющий на воспитание здорового ребенка».
В своем выступлении Елена Ивановна отметила проблемы воспитания здорового поколения в настоящее время, а также необходимость ведения здорового образа жизни для гармоничного развития ребенка.
Основной задачей семьи является формирование у ребенка правильного представления о ведении здорового образа жизни, обеспечение ему условий жизни, способствующих этому, а именно организации правильного режима дня, рационального питания, занятия физкультурой и спортом, полноценного сна.
Несомненно роль семьи в развитии ребенка поистине велика. Наиболее отчетливо это проявляется в вопросах, касающихся формирования здорового образа жизни
В заключении выступления Елена Ивановна подвела итог, что каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, очень велика роль примера родителей и старших членов семьи. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма.
Семья - это целый мир со своими правилами, отношением к жизни, здоровью, воспитанию. Школа, оздоровительные, адаптированные программы могут только помочь, дополнить, обогатить новыми знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не смогут. Поэтому давайте начнем с себя и пусть будут здоровы наши дети.
23.03.2023
23 марта на базе средней школы № 5 г. Ачинска педагог-психолог Ачинского филиала краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Стреж В.В. приняла участие в родительском собрании, которое проводилось для родителей будущих первоклассников. На собрании присутствовало 57 родителей.
Свое выступление Вероника Владимировна посвятила теме коммуникации. Было отмечено, что данная тема очень актуальна, так как общение для детей является одним из главных факторов, способствующих формированию дальнейшего процесса социализации. Когда ребенок приходит в школу, очень важно, чтобы он умел общаться как с детьми, так и со взрослыми. Хороший уровень коммуникации позволяет ребенку быстро адаптироваться к условиям школьного образования, наладить взаимоотношения с участниками образовательного процесса.
Родителям было дано множество рекомендаций для успешного формирования коммуникативных возможностей ребёнка-первоклассника, основные из которых: обсуждать с ребенком произошедшие с ним события, не оставлять без внимания проблемы, которые возникают у ребенка в общении со сверстниками, расширять круг знакомых сверстников ребенка, развивать способность уступать, помогать окружающим людям, объяснить ребенку, что у каждого взрослого человека и ребенка есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться.
В заключении выступления Вероника Владимировна подвела итог, что коммуникативная готовность к школьному обучению имеет важное значение, поскольку включает в себя ориентацию на коммуникативную культуру, формирование коммуникативной способности, а также на становление межличностных отношений, что является основой для дальнейшего процесса обучения и развития.
Родители выразили благодарность за то, что ни один интересующий их вопрос не остался без ответа, информация предоставлена доступная и полезная.
16.03.2023
Педагог-психолог Ачинского филиала краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Стреж Вероника Владимировна 16 марта в поселке Тарутино Ачинского района приняла участие в проведении межведомственнорй профилактической акции «Большое родительское собрание» для родителей Ачинского района. Тема состоявшегося разговора крайне важная - суицидальное поведении детей и подростков. Целью выбора данной темы для разговора с родителями стало доведение до родителей важности понимания, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд, поэтому этой проблеме уделяется особое внимание. Данная тема оказалась для родителей очень актуальной, большое количество родителей присутствовало непосредственно в зале, кто не смог прийти на очную встречу, подключались и участвовали в собрании онлайн.
В ходе своего выступления Вероника Владимировна обратила внимание родителей на изменения в поведении подростков с суицидальными намерениями и указала на причины, которые могут привести к трагедии. Были озвучены самые распространённые причины: длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладает давящий стиль воспитания; кризисные ситуации, как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей; пережитое физическое или сексуальное насилие; отношения с учителями, одноклассниками; подражание поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете, где поощряются депрессивные настрои.
Так же родители были ознакомлены с этапами развития суицидального поведения. Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих.Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях, а подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится».
В заключении собрания педагог-психолог дала родителям рекомендации по профилактике суицидального поведения.
15.03.2023
15 марта на базе средней школы № 16 города Ачинска педагог-психолог Ачинского филиала краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Стреж В.В. приняла участие в родительском собрании «Развитие умения управлять эмоциональными состояниями». Целью ее выступления было научить родителей контролировать эмоции.
В начале своего выступления Вероника Владимировна познакомила родителей с понятиями «эмоции», «эмоциональные состояния» и какие эмоциональные состояния бывают.
Далее было отмечено, что в процессе жизни каждый из нас учится справляться с неудачами, делать из них выводы и идти дальше. Принимать решения, разбираться в своих желаниях, строить планы и следовать им. Находить подходы к решению конфликтных ситуаций и отличать главное от второстепенного. И все это является частью одного целого — контроля над своими эмоциями!
Подводя итог всему сказанному, родителям даны рекомендации:
- Научиться понимать собственные эмоции.
В нашей культуре не принято делиться чувствами и переживаниями, проговаривать всё с близкими, что является частой причиной недопонимания и сложностей в отношениях. Чтобы помочь ребёнку в будущем строить более счастливые отношения, надо начать с себя.
- Говорить о своих чувствах.
Гораздо лучше говорить искренне. Если же по какой-то причине вы не готовы к разговору — так бывает, честнее сказать об этом и отложить все вопросы на потом.
- Минимизировать оценочные суждения.
Важно, чтобы у ребёнка по всем вопросам была собственная позиция: так он будет меньше зависеть от других людей. Совсем не обязательно во всём соглашаться с ребёнком. Но при этом не давить и не настаивать, просто делиться позицией.
- Помогать ребёнку справляться с сильными эмоциями.
Сесть и подышать, посчитать до трёх — методики, проверенные временем. Они работают. Чтобы найти применение переполняющей энергии, можно пробежаться, выкинуть мусор, поотжиматься. Физическая активность — это отличный выход.
- Рисовать, танцевать, петь, писать и играть вместе с ребёнком.
- Иногда гораздо проще описать эмоциональное состояние не словами, а какими-то другими выразительными средствами. Например, нарисовать, а потом обсудить, объяснить, что значат эти цвета, эти формы и так далее.
- Гаджеты.
При подведении итогов родители выразили благодарность за интересную и доступную информацию.
13.03.2023
Педагог-психолог Ачинского филиала «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения» Стреж В.В. 13 марта провела тренинг для подростков Ачинского района на сплочение детского коллектива, который прошел в селе Белый Яр.
Основная цель тренинга: сплочение коллектива и повышение самооценки детей, повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся.
Предложенный Вероникой Владимировной тренинг содержит в себе парные задания и групповые упражнения, которые подталкивают участников к осознанному партнерству, прививая умение взаимодействовать и вместе решать творческие задачи.
В заключение тренинга все вместе вывели законы дружного коллектива: закон пунктуальности, закон улыбки, закон вежливости, закон общения, закон активности, закон уважения, закон аккуратности, закон ответственности, закон бережливости, закон милосердия.
Подытожили мероприятие мониторингом психоэмоционального состояния: «А сейчас давайте крепко-накрепко скрепим нашу дружбу большим объятием!» (Все берутся за руки, образуя круг, и обнимаются).
06.03.2023
06 марта в администрации Ачинского района педагог-психолог Ачинского филиала Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Стреж В.В. приняла участие в проведении круглого стола по организации работы психологической службы на территории Ачинского района. В мероприятии приняли участие специалисты управления образования Ачинского района,педагоги-психологи различных образовательных учреждений.
Основная задача круглого стола: актуализировать в профессиональном сообществе важнейшие проблемы сохранения и развития психологической службы в образовании.
На обсуждение круглого стола были вынесены два круга проблем:
1. Психолог (психологическая служба) вне или внутри образовательного учреждения: плюсы и минусы.
2. Проблема профессионализма и границ профессиональной ответственности психолога в образовательном учреждении. Оценка эффективности деятельности психолога.
Обсуждалось, что важно выработать общие принципы по выстраиванию специфической модели психологической службы в каждом конкретном образовательном учреждении (с учетом особенностей социальной среды, контингента учащихся, запроса родителей). При этом модель психологической службы должна выстраиваться с опорой на рамочные представления о месте и роли психолога в обеспечении общих задач образования во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Наиболее сложным для обсуждения оказался вопрос о проблемах профессионализма и границ профессиональной ответственности психолога, а также оценки эффективности деятельности психолога. Мнения по отношению к ним были высказаны различные. Доминирующим была идея, что основными параметрами эффективности деятельности психолога скорее может быть запрос к его профессиональным услугам от различных участников образовательного процесса
Круглый стол длился около трех часов в форме открытой дискуссии и свободных высказываний мнений и точек зрения по обозначенному кругу проблем. Все участники имели возможность высказаться по обсуждаемым вопросам.
28.02.2023
28 феврал педагог-психолог Ачинского филиала «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения» Стреж В.В. провела тренинг для подростков Ачинского района «Жизненные ценности», который прошел в деревне Карловка. Основная цель тренинга: профилактика суицидальных склонностей старших подростков, раскрытие безусловной ценности жизни, обучение позитивному взгляду на жизнь, умению радоваться, побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.
В ходе тренинга Вероника Владимировна провела ряд игр и упражнений, которые помогли подросткам определить жизненные ценности, сформулировать главные из них, определить, как ценности человека влияют на их жизнь и на общество в целом, понять значение социальной дистанции
Игры дали возможность ребятам выразить свои добрые мысли и чувства по отношению друг к другу. Был сделан акцент, что ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей и ближнего окружения. Закончили тренинг притчей о ценности жизни.
11.01.2023
11 января педагог-психолог Ачинского филиала Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения В.В. Стреж приняла участие в мероприятии, направленном на профилактику профессионального выгорания педагогов, проведя мастер-класс «Техники снятия эмоционального напряжения», для педагогов СОШ г. Ачинска.
Учителям были предложены техники артерапии, которые активизируют работу правого полушария, тем самым создавая баланс в работе обоих полушарий мозга. Рассказано про технику баланса эмоционального и физиологического здоровья с системой поощрения, с учетом составленного каждым педагогом собственного списка «удовольствий». Выданы памятки «Двенадцать советов Мадэлин Беркли-Ален». В результате проведенного мероприятия педагогам были предложены способы и рекомендации по профилактике эмоциональной напряженности, а также поддержка их психического здоровья.